Историческое значение печати
«То есть кому хотите сказать, что Берлиоз что-то натворил, - не поверит, ей-ей, не поверит!
Однако печать, вот она! Да-с…»
(Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
Народное доверие к печати – такое же давнее, как доверие к закону как таковому. До наших дней дошли образцы печатей Древнего Ближнего Востока, Древней Греции и Рима; существует предание о печати царя Соломона, дававшей ему власть над речью животных и птиц, а возникшая на заре католичества Печать Рыбака – символ власти Папы Римского – является и по сей день актуальным символом Папского слова.
Неудивительно, что любая организация, имеющая юридический статус, обзаводится уникальной печатью – символом своей серьезности и состоятельности. А понятие «печать качества» означает как выказанное со стороны – потребителем – доверие к продукту, так и в целом – состоятельность марки. Это тот случай, когда сначала организация работает на репутацию, а потом – наоборот. Печать – торговый ли, юридический графический образ организации – становится наиболее доступным для потребителя символом этой репутации.
Весь этот традиционный, ассоциативный, символический пласт невозможно не учитывать: к печати поэтому хочется и следует относиться с уважением, ведь печать становится графическим воплощением вашего слова, тем, по чему вас будут узнавать и чему, при условии доверия к вам, будут доверять.
Поэтому отнеситесь к созданию печати серьезно: это действительно важный шаг в развитии.